Борис Лордкипанидзе: «Социальные угрозы Национальной безопасности»

 

«Национальная безопасность. Социальный аспект»
Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности.
Национальный Антикриминальный и Антитеррористический Фонд (НААФ).

Борис Лордкипанидзе: «Социальные угрозы Национальной безопасности»

Государственная Дума 02

Лордкипанидзе Борис Анатольевич, член координационного совета, предложил вниманию присутствующих взгляд на социальные угрозы национальной безопасности, сформировавшийся на основе личных экспертных и профессиональных наблюдений.
Борис Лордкипанидзе ГД 02
Лордкипанидзе Борис Анатольевич, член координационного совета проекта «Предотвращение торговли людьми в Российской Федерации»

Социальная сфера в нашей стране всегда являлась проблемной областью. Если в условиях Советского Союза проводилась единая политика, не допускавшая разночтений на всем пространстве страны, то в период перестройки и активизации демократических форм общественного развития, при отсутствии адекватных механизмов законодательного, правоохранительного и общественного регулирования многие процессы из них вышли из-под контроля, что привело к глобальному кризису власти.

Свобода слова, лавинообразный поток литературы, фото-, теле-, видеоматериалов и др. информации со стороны Запада, принёс на изолированные до того времени просторы нашей страны массив культурной пропаганды и стереотипов, не характерных для нашего общества. Это не лучшим образом повлияло на сознание большинства сограждан.

За прошедшие 20 лет удалось добиться сравнительной нормализации политической обстановки в стране и улучшения социально-экономических условий жизни населения, чему в немалой степени способствовало принятие новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов. При отсутствии внутриполитических разногласий за этот период Россия могла бы добиться значительно больших результатов.

Отсутствие единой идеи, сравнимой по своему масштабу с советскими идеалами, при отсутствии конкретной политической цели и чётко поставленных экономических задач не позволило идеям демократического и экономически самодостаточного государства реализоваться на практике.

Глобальный мировой кризис 2008-2009 гг. нанес чувствительный удар по экономике и социальной жизни страны. Неопровержимый факт в том, что практически любое направление экономики находится на спаде. Как следствие, на фоне значительного снижения бюджетного финансирования, общего снижения доходов населения, роста безработицы наиболее значительно пострадала социальная сфера.

Финансирование большинства федеральных программ прекращено или урезано, значительно пострадали программы по здравоохранению, социальному развитию, по образованию и науке. Прогнозы ведущих экономистов относительно возможных сценариев развития кризиса достаточно противоречивые. До сих пор не ясно, является ли нынешнее глубинное погружение предельной величиной или следует ждать худшего? Принимая во внимание, что Министерство финансов придерживается аналогичной оценки, не исключено, что в дальнейшем финансирование по определённым позициям бюджета будет сокращаться ещё больше.

В этих условиях растёт неудовлетворённость людей условиями жизни, что в большей степени проявляется в регионах в силу их большей социальной неустроенности.

По данным Росстата, число жителей России с доходами ниже прожиточного минимума составило в первом квартале 2009 года 24,5 миллиона человек, или 17,5 процента от общей численности населения. Для сравнения, по итогам 2008 года число бедных россиян достигло 18,5 миллиона человек, или 13,1 процента от общей численности населения.

На рынке труда пятая часть размещённых работодателями вакансий предлагает соискателям зарплату ниже прожиточного минимума. В апреле 2009 года общее количество безработных, рассчитанное по методикам МОТ, приблизилось к 7,7 миллиона человек (правда, в июне снизилось до 6,3 миллиона человек).

С ростом социально-экономических проблем возросло пьянство населения, пагубно сказывающееся на здоровье нации. Учитывая, что потребление алкоголя на душу населения в Российской Федерации и так находится на критическом уровне, компетентным органам следует усилить контроль за оборотом на потребительском рынке как крепких, так и слабоалкогольных напитков. Под плотным контролем должны находиться качество и безопасность алкогольной и табачной продукции на складах оптовых поставщиков.

Необходим запрет рекламы алкогольной и табачной продукции в местах массового пребывания людей, каковыми являются, например, метрополитен, другие транспортные узлы, спортивные и зрелищные объекты.

Неэффективность существующей системы мер административного воздействия в отношении реализаторов алкогольной продукции, позволяющих себе продавать напитки лицам моложе 18 лет, со всей очевидностью требует пересмотра соответствующих норм КоАП в сторону ужесточения ответственности нарушителей.

Государству необходимо сделать ключевыми направлениями своей деятельности политику противодействия названным проблемам, но и самому населению не стоит забывать о праве на самореализацию. Если не сегодня, так хотя бы завтра, по возможности минимизировать социальные угрозы, которые характерны в кризисной ситуации.

Адекватное финансирование социальной сферы и сферы здравоохранения позволят незащищённым слоям населения пережить период экономического кризиса с минимальными потерями и выстоять под давлением других проблем и угроз.

То, что сейчас происходит на южных рубежах России, характеризуется как крайнее неблагополучие, усиливающее рост напряжённости на Северном Кавказе. Усиление ваххабитских настроений, активизация деятельности боевиков и шахидов вылилось в продолжаемую цепочку террористических актов, взрывов и перестрелок, которые приводят к гибели и ранению большого числа военных, сотрудников правоохранительных органов и мирного населения.

В этой связи нужная большая просветительская работа среди населения, в частности молодёжи, об истинной культуре и истории ислама в рамках отдельных разделов в региональных периодических изданиях. Представлялось бы целесообразным создание передачи (или даже отдельного телеканала) с беседами на религиозные темы при участии представителей авторитетного духовенства.

В перспективе это ограничит возможности боевиков пополнять свои ряды молодёжью, имеющей искаженные представления об истинных ценностях ислама.

Б.А. Лордкипанидзе сослался на свой опыт работы на Северном Кавказе в составе Международного медицинского корпуса. В Чечне и Ингушетии участвовал в мероприятиях по восстановлению службы репродуктивной медицины. Как акушер-гинеколог, остро подметил образовавшиеся проблемы в такой деликатной сфере медицинского обеспечения.

Удручающим выглядит тот факт, что этой проблемой на месте занимается Международный медицинский корпус – это США, Женевский Красный Крест, «Врачи без границ». Бараки и обеспечение, которым пользуются все, кто остался без крова, продукты питания и учебники поставляются международными организациями.

В условиях острого кризиса или в послевоенный период, когда государство не вполне справляется с финансированием антитеррористических операций, восстановительных мероприятий и социальных программ на своей территории, международная организация может оказывать какое-то финансовое участие в объёме своих средств.

Но когда это продолжается годами, а государство не берёт на себя ответственность за то, чтобы перевести это на свои рельсы, зарубежные финансовые вливания не могут быть постоянными. Каждая из этих гуманитарных организаций имеет определённые фонды для каждого региона. Это не значит, что раз туда поехал Красный Крест, мы можем снять с себя ответственность в этом направлении.

Оценивая ситуацию и настроения на Кавказе, обычно отмечается, что это сложный регион. Чтобы ждать от населения доверия к законодательной власти, стремления ей помогать, нужно многое изменить в той ситуации, которая там сложилась. Если закон не справляется, если 90% населения не работает, а боевики предлагают не только исламские ценности, но и реальные деньги, то человек, который там живёт, вынужденно оказывается перед трудным выбором, чтобы иметь средства и прокормить семью.

Кавказ – самая «горячая точка» на огромной территории Российской Федерации. Значит, нужно всё-таки изыскать необходимые средства, а на ключевые посты назначить людей, которые способны контролировать расходы. Если государство не приложит в этом направлении каких-либо определённых усилий, потеряем этот регион полностью.

Решать эту проблему нужно не только в Москве, но и в регионе. Население настроено достаточно позитивно. Вопреки слухам, что весь Кавказ вспыхнул, на самом деле народ устал от войны, от сопутствующих этому переживаний. При попытках правового урегулирования ситуации население будет на стороне власти.

Выступление Лордкипанидзе Б.А. обострило дискуссию. Участниками были высказаны разные точки зрения на проблему безопасности на российском Юге.

Рекомендации конференции будут подготовлены и направлены в органы государственной власти по их компетенции.

http://www.komitet2-16.km.duma.gov.r…052049049.html

Подготовила Коренева Л.Н.
©® Комитет по безопасности ГД РФ
©® НААФ
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s